ВОСПИТАТЕЛИ
Есть
дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят
в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно
выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
Ян Амос Коменский
Когда мы говорим о воспитательной системе такого учреждения, как СУВУ, то должны
понимать важные особенности, связанные со спецификой учреждения подобного рода и обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повлекшей, в свою
очередь, совершение ими противоправных действий. Говоря об особенностях воспитательной системы, следует выделить, во-первых, то, что речь
в данной ситуации идет не просто о воспитании, а о перевоспитании. Важно помнить, что воспитание — чрезвычайно сложный и
тонкий процесс. Процесс перевоспитания значительно сложнее. Перевоспитание — это актуализация положительного потенциала личности с целью исправления неправильно
сложившихся взглядов, суждений и установок, преобразования социально не одобряемых способов поведения, затрудняющих процесс формирования гармонично
развитой личности и осложняющих взаимодействие воспитанника со средой. Воспитательная система СУВУ выполняет следующие функции: Социализирующая – способствующая успешной социальной адаптации воспитанника в обществе;Развивающая - направленная на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности обучающегося, педагога, на обеспечение развития коллектива и всего организма учебно-воспитательного учреждения;
Интегрирующая - обеспечивающая взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутренних и
внешних связей;Регулирующая - связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности обучающегося, детского и педагогического
коллективов;
Проектировочная - направленная на разработку и моделирование воспитательной деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия
Быть воспитателем – это значит хотеть и уметь снова и снова проживать жизнь с каждым подростком, видеть мир его глазами, быть незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка. И, самое
главное, быть интересным для него и принимать его таким, какой он есть.
Воспитатель занимается развитием, помогает в организации досуга и социализации подростка. В соответствии с этим выработаны определенные правила жизни в коллективе: 1.
Проявлять настойчивость
в учёбе, труде, спорте. 2.
Относиться к
окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе. 3.
Относиться к
людским недостаткам терпимо. 4.
Следовать
правилу: «Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь». 5.
Быть готовым
помочь человеку. 6.
Соблюдать порядок
и чистоту вокруг себя. Для эффективности воспитательной системы воспитатели применяют следующие
формы: • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями,
оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); • групповые; • коллективные (конкурсы, концерты, экскурсии,
соревнования и др.). Себежское СУВУ готовит обучающихся
к самостоятельной жизни, деятельности в социальном окружении. Самооценка многих
обучающихся неадекватна. Следовательно, процесс воспитания должен
удовлетворять запросам подростка, помочь ему разобраться в ситуациях, в своих
возможностях, утвердиться как личности и быть востребованным. Воспитание,
социализация личности подростка осуществляется каждый день в будничной жизни. Очень
важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность обучающегося стала
разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных
отношений. Поэтому воспитатель постоянно осуществляет контроль посещения
подростками секций и кружков дополнительного образования, следит за
взаимоотношениями обучающихся, соблюдением ими нравственных и этических норм, за
соблюдением обучающимися санитарных и гигиенических норм. Таким образом, чтобы
успешно реализовать цели и задачи воспитания, воспитатели применяют элементы
различных технологий: технологию сотрудничества, личностно-ориентированной,
здоровьесберегающей. Большое значение имеет идея сотрудничества, способствующая
укреплению взаимоотношений между всеми субъектами учебно-воспитательного
процесса. Педагогика сотрудничества предполагает в основе личный пример
воспитателя, его поведение и взаимоотношения с окружающими его людьми. Каждый человек – это
целый мир, и в воспитании нет простых рецептов. Но педагоги, которые достигли
лучших результатов, говорят - лучше всего воспитывать ребенка с любовью и
интересом к его жизни, уважением к его личности.