ВОСПИТАТЕЛИ

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Ян Амос Коменский

   Когда мы говорим о воспитательной системе такого учреждения, как СУВУ, то должны понимать важные особенности, связанные со спецификой учреждения подобного рода и обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повлекшей, в свою очередь, совершение ими противоправных действий. Говоря об особенностях воспитательной системы, следует выделить, во-первых, то, что речь в данной ситуации идет не просто о воспитании, а о перевоспитании. Важно помнить, что воспитание — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Процесс перевоспитания значительно сложнее. Перевоспитание — это актуализация положительного потенциала личности с целью исправления неправильно сложившихся взглядов, суждений и установок, преобразования социально не одобряемых способов поведения, затрудняющих процесс формирования гармонично развитой личности и осложняющих взаимодействие воспитанника со средой.
Воспитательная система СУВУ выполняет следующие функции: Социализирующая – способствующая успешной социальной адаптации воспитанника в обществе;Развивающая - направленная на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности обучающегося, педагога, на обеспечение развития коллектива и всего организма учебно-воспитательного учреждения;
Интегрирующая - обеспечивающая взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутренних и внешних связей;Регулирующая - связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности обучающегося, детского и педагогического коллективов;
Проектировочная - направленная на разработку и моделирование воспитательной деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия Быть воспитателем – это значит хотеть и уметь снова и снова проживать жизнь с каждым подростком, видеть мир его глазами, быть незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка. И, самое главное, быть интересным для него и принимать его таким, какой он есть.
Воспитатель занимается развитием, помогает в организации досуга и социализации подростка. В соответствии с этим выработаны определенные правила жизни в коллективе:

1.   Проявлять настойчивость в учёбе, труде, спорте.

2.   Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.

3.   Относиться к людским недостаткам терпимо.

4.   Следовать правилу: «Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь».

5.   Быть готовым помочь человеку.

6.   Соблюдать порядок и чистоту вокруг себя.

 

Для эффективности воспитательной системы воспитатели применяют следующие формы:

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые;

• коллективные (конкурсы, концерты, экскурсии, соревнования и др.).

 

Себежское СУВУ готовит обучающихся к самостоятельной жизни, деятельности в социальном окружении. Самооценка многих обучающихся неадекватна. Следовательно, процесс воспитания должен удовлетворять запросам подростка, помочь ему разобраться в ситуациях, в своих возможностях, утвердиться как личности и быть востребованным.

Воспитание, социализация личности подростка осуществляется каждый день в будничной жизни. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность обучающегося стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Поэтому воспитатель постоянно осуществляет контроль посещения подростками секций и кружков дополнительного образования, следит за взаимоотношениями обучающихся, соблюдением ими нравственных и этических норм, за соблюдением обучающимися санитарных и гигиенических норм.

Таким образом, чтобы успешно реализовать цели и задачи воспитания, воспитатели применяют элементы различных технологий: технологию сотрудничества, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей. Большое значение имеет идея сотрудничества, способствующая укреплению взаимоотношений между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Педагогика сотрудничества предполагает в основе личный пример воспитателя, его поведение и взаимоотношения с окружающими его людьми.

Каждый человек – это целый мир, и в воспитании нет простых рецептов. Но педагоги, которые достигли лучших результатов, говорят - лучше всего воспитывать ребенка с любовью и интересом к его жизни, уважением к его личности.